Борьба с образованием ледовой корки — важное условие зимнего содержания дорог. Для российского климата характерны морозные и снежные зимы, резкие температурные перепады. Замерзая на поверхности дорожного покрытия, осадки делают его скольким, повышается риск аварий и травматизма. Снизить эти риски можно, используя качественные противогололедные материалы.
Принцип действия сравнительно прост: вода, в которой растворены реагенты, имеет более низкую температуру замерзания, чем обычная. Это означает, что лед на обработанной поверхности образуется медленнее и имеет менее плотную структуру — его легче убрать механическим путем.
Кроме эффективности (она определяется исходя из норм расхода и скорости плавления льда) при выборе ПГМ нужно учесть и другие факторы. Главный из них — степень безопасности конкретного состава для людей, животных, воды и почвы.
Все средства для борьбы со льдом можно разделить на две категории:
В настоящее время чаще всего используют средства, имеющие смешанный состав: активные вещества (хлориды) и фрикционные добавки (песок, крошка гранита и мрамора). Они отличаются от монокомпонентных ПГМ прежде всего тем, что действуют сразу в нескольких направлениях: плавят лед и уменьшают скорость его образования, облегчают дальнейшую механическую уборку и эффективно снижают скользкость покрытия.
Механизм действия ПГМ, независимо от типа и состава, следующий: кристаллы реагента после нанесения начинают поглощать влагу. Затем происходит переход из твердого состояния в жидкое, в ходе этой реакции выделяется тепло, которое плавит лед. Результат — образование массы из растопленного ПГМ и снега со льдом. Такой рассол имеет более низкую температуру замерзания, чем обычная вода, и это позволяет предотвратить дальнейшее образование гололеда.
В России используется как профилактическая обработка дорог, так и обработка покрытий, на которых уже есть слой смерзшегося снега и льда. Выбор реагентов будет неодинаковым.
Для профилактической обработки чаще всего используют жидкие противогололедные материалы — их наносят на поверхность дорожного полотна до выпадения осадков при температуре –5 °С и ниже. При нанесении на уже покрытую снегом поверхность такие ПГМ начинают действовать не сразу, это может повысить риск аварий.
Твердые гранулированные средства применяют для борьбы с уже образовавшейся ледовой коркой. Под воздействием активных веществ, входящих в состав, лед становится менее плотным, тает, и его легко можно убрать.
Применение антигололедных материалов регулируется государственными нормативами. Все материалы должны соответствовать следующим требованиям:
Рассмотрим несколько популярных видов антигололедных материалов, их преимущества и недостатки.
Гранулированный монокомпонентный ПГМ. Назначение — зимнее содержание автодорог и улиц, мостов и других железобетонных конструкций. Очень эффективен, быстро плавит даже толстый лед. Используется при температурах до –34 °С. Небезопасен для животных, может раздражать кожные покровы, в высоких концентрациях вызывает химические ожоги. Также оказывает вредное влияние на растения и водные микроорганизмы. Норма содержания этого вещества в современных ПГМ строго контролируется, в чистом виде этот ПГМ практически не используют.
Твердый ПГМ, который эффективен при любых погодных условиях. Основное преимущество — экологическая безопасность. Допустимо применение составов на основе хлорида магния в парках и садах, на территории детских садов и школ, возле медицинских учреждений. Действует не так быстро, как средства на основе хлорида кальция, но при регулярном применении достаточно эффективен.
Многокомпонентный реагент, предназначенный для обработки проезжей части и тротуаров. Главные преимущества — высокая плавящая способность, экономичность: расход этого материала ниже, чем всех остальных, используемых в наши дни.
ПГМ способен глубоко проникать в толщу льда, не образует опасных для здоровья соединений в воде и воздухе. При соблюдении технологии использования не вредит зеленым насаждениям.
Многокомпонентное средство, в состав которого входят хлориды натрия, кальция и магния, а также антикоррозийные и фрикционные добавки. Применяется для зимнего содержания автодорог, улиц и придомовых территорий, остановочных комплексов, трамвайных путей. Обладает высокой плавящей способностью, при этом экологичен и не наносит существенного вреда окружающей среде. Полностью растворяется, не концентрируется в воздухе, не накапливается в почве.
При выборе противогололедного материала должны учитываться метеорологические условия, особенности зоны обработки и влияние веществ, входящих в состав ПГМ, на окружающую среду. Продукция УЗПМ отличается сбалансированным составом, который позволяет эффективно справляться со льдом и при этом не наносит вреда почве, здоровью человека и животных.